twitter facebook vkontakte livejournal С нами Болгария ближе - Bulgaria Expert Все оттенки Болгарии НОВЫЙ БОЛГАРСКИЙ РОМАН Болгарские Художники Болгарские Исполнители Рисуем болгарские сказки Арт-галерея 73 улица
Български English Русский

Болгарский Культурный Институт

тел. +7 (495) 771-60-18

e-mail: [email protected]

Поздний сентябрь в Болгарии. История одного путешествия.

Я люблю отдыхать в Болгарии в конце сезона. Когда  заканчивается лето, пустеют пляжи и отели,   стихает шум на улицах, и палящий зной сменяет приятная прохлада. А ты еще можешь насладиться    ласковым осенним  солнцем!

Это были последние 12 дней сентября. Я отдыхаю на Золотых Песках.   Погода стоит невероятно теплая для этого времени! По утрам небо ясное и безоблачное. Мой день начинается с завтрака в отеле и похода на пляж. Беру зонтик, циновку и шагаю на Ривьеру. Идти почти полчаса, но это меня совсем не пугает. Мне нравится   это место: увитые плющом отели, тенистые аллеи, парки с вековыми деревьями и лужайки с ярко зеленой травой.  Пляж тих и спокоен, а море еще такое теплое, как парное молоко.  Я  с наслаждением окунаюсь в воду и  прыгаю  на волнах. На пляже греюсь под ласковым солнышком, брожу по теплому песку и собираю ракушки. От свежего воздуха и морских купаний разыгрался аппетит, да и  пора возвращаться. Я прохожу  мимо  лавочек и супермаркетов, покупаю большую упаковку  кислого молока и баницу -  слоеный пирог с брынзой, и все это в миг съедаю. Для меня это самый вкусный обед!

Во вторую половину дня, обычно набегают облака. Значит, пришло  время для прогулок. Мой  незаменимый друг - фотоаппарат.  Каждый вечер я прохожу по длинной набережной, и  каждый раз замечаю что- то новое. Забавные скульптуры у пляжа, яхты на пристани, длинный волнолом, с которого можно увидеть панораму Золотых Песков, шторм на  море, невероятно красивое  дерево с розовыми цветами. Уже темнеет и мимо меня с веселым звоном проходит паровозик с туристами, ноги уже гудят, заскакиваю в последний вагон и возвращаюсь в отель довольная и счастливая.

Вечером звонят мои друзья и приглашают в гости. У меня в Болгарии есть хороший  друг  и одна замечательная подруга. Они живут в разных концах Болгарии, никогда не видели друг друга, но для меня они самые дорогие и любимые. Итак, мы договариваемся, что завтра я еду в Добрич, встретиться со старым  приятелем, а через несколько  дней буду в селе Габарево, в гостях у подруги. Звучит заманчиво, так как я еще никогда не отдыхала    в болгарской деревне!

Но сначала Добрич, небольшой городок в 50 км от Варны. Как пишется в интернете, город является столицей Добруджи - золотой житницы Болгарии. Меня ждет прогулка по этнографическому комплексу Старый Добрич. Мы идем по центру города, мимо современных гостиниц  и панельных домов и как-то неожиданно попадаем из  современности в прошлое. Длинная улочка со старинными домами, площадь с башней, аптека, музей, цветарница, сладкарница, млекарница. Даже и не стоит переводить на русский язык. Вот лавка резчика по дереву, а здесь гончарная мастерская. Я с интересом читаю названия: шапкар, златар, кожухар, антиквар. Маленький   уголок болгарской истории. А что за чудесный аромат доносится из фурны! Баницы, миленки, сиренки, тутманики! Я не могу пройти мимо баничарници и  даже не удивляюсь, что здесь стоит очередь в 10 человек. А рядом в бозаджийнице можно выпить традиционный болгарский напиток - боза, приготовленный по старо - болгарскому рецепту. Ну, а как не зайти в старую корчму и не  испить  чудесного болгарского вина! Мы заходим и заказываем мой любимый шопский салат и панированный сыр. Какая вкуснятина!

Мне  ни в коем не хочется возвращаться в Варну, и я решаю заночевать в гостинице Хан Старый Добрич. Получаю  ключи от номера на 2 этаже, и  поднимаюсь по скрипучим ступенькам в комнату с белёными стенами, деревянными полами и  старинной мебелью,  кровати заправлены пестрыми покрывалами. Да, конечно, это не современный отель на Золотых песках, но здесь имеется   свое неповторимое очарование старины. Я  выхожу на деревянный балкон, выходящий на тенистый двор со старыми дубами и липами, и чувствую, что время здесь остановилось.

На Золотых Песках, как обычно - море, солнце и пляж. А я жду не дождусь поездки в Габарево. Сведения из интернета: село расположено в центре Болгарии, между  городами Калофер и Казанлык, община Павел Баня, область Стара Загора. Путь  предстоит не близкий, почти 6 часов, сначала автобусом  от Варны до Казанлыка., а потом машиной до деревни.

И вот долгожданный день настал.  За окном  автобуса мелькают курортные городки и села, мы доезжаем до Солнечного берега, заворачиваем к Бургасу и двигаемся к центру Болгарии, мимо бескрайних полей и живописных деревушек.

В Казанлык меня встречает подруга Мирослава  и ее родители, и ближе к вечеру я уже в Габарево.  Мне приготовили сюрприз. Я буду жить в старинном доме - Радучевата кышта. Здесь под одной крышей расположились ресторан, гостиница и музей каракачанского быта. В селе проживает большая группа каракачан - потомков греческих пастухов-кочевников, а гостинице часто останавливаются их родственники из Греции.

Встречу, мы решили отпраздновать в этом же ресторане, где готовят блюда по старинным рецептам, сначала нам принесли вино и салат Топеница (помидоры, печеный перец, яйца, чеснок, брынза, зелень). От салата я просто в восторге, даже после приезда домой, я долго искала его рецепт, но не все болгары его знали. Ну а когда  подали запеченное  мясо ягненка, то у меня уже не было слов, что бы выразить свое восхищение. И  обстановка в этой таверне была очень и очень интересная, прялки на окнах, глиняная посуда и  разноцветные половички на стенах, чувствуется атмосфера старого дома и домашнего уюта.

Следующий день у нас был расписан по часам. Но рано утром  я еще успеваю пройтись по саду и полюбоваться запоздалыми сентябрьскими розами, и прогуляться  до  старой сельской  церкви. Габарево излучает утреннее спокойствие, во дворах сушится кукуруза и зреет виноград. Здесь нет, ни   шикарных гостиниц, ни сувенирных лавок, ни богатых домов, село лежит вдали от туристических маршрутов, но это истинная Болгария, со своим укладом жизни и своими традициями.

Дальше мы двигаемся на машине  в Казанлык - город с богатой историей, расположенный в центре Розовой долины. Современные улицы и магазины, театры и площади. Продолжаем путь  пешком и   вскоре выходим к небольшому  зданию, издалека напоминающую старую церковь. Это знаменитая Фракийская гробница, к сожалению, только копия, но оригинал находится рядом и замурован в специальном защитном строении. Мы заходим в темное и  приземистое  помещение, идем через  туннель, украшенный орнаментом и оказываемся  в погребальной камере. Сначала мне показалось, что здесь нет ничего интересного, но Мирослава показала мне на купол и я замерла от удивления. Свод гробницы украшают красочные фрески. Женщина и мужчина прощаются  друг с другом, их окружают слуги, музыканты, воины, которые держат под уздцы красивых коней. Очень выразительно и красочно! Как потом я узнала, казанлыкские фрески являются редкими образцами живописи античной эпохи и охраняются  ЮНЕСКО.

А сейчас наш путь лежит к Историческому музею. Здесь я могу узнать все об истории Казанлыкского края. В музее тихо и пустынно, нам зажигают свет, и мы как путешественники по времени, переходим из одной эпохи в другую. Неолит и  бронзовый век, античность и средневековье, эпоха возрождения и новая история. На 1 этаже расположены многочисленные экспонаты археологических раскопок: древнее оружие, керамическая посуда, античные вазы, греческие скульптуры, золотые и серебряные  украшения, сокровища фракийских гробниц  и древнего города Севтополис, расположенного на месте Казанлыка.  На  втором этаже мы видим  ручную вышивку болгарских мастериц и инструменты музыкальной фабрики Кремена, оружие гайдуков и медали героев русско-турецкой войны, старый рыбный букварь и даже партитуру первой болгарской оперы. Здесь я узнаю, что директором музея был   известный писатель Чудомир, юмористические рассказы которого, перечитываю неоднократно. В этом же здании расположена художественная галерея, где можно полюбоваться   яркими картинами известного какзанлыкского художника Дечко Узунова   и прекрасными портретами  мастера Владимира Димитрова.

И снова  в путь. В горах, в 10 км к северу от Казанлыка, находится Шипченский перевал. Здесь в 1877 году развернулись ожесточенные бои между русскими и турецкими войсками. Я уже посещала это памятное место в прошлом году, и поэтому мы решили осмотреть монастырский комплекс "Рождество Христово" в селе Шипка, построенный в память русским воинам и болгарским ополченцам. Да и погода портится. Небо серое и мрачное, и горы утонули в тумане. Дорога вьется серпантином.  Вдруг вдалеке золотым огнем засияли купола! Мы поднимаемся все выше и выше по крутым улочкам к подножию горы Стара Планина. Вот она церковь! Бело - красная, с синими вставками,   зелеными изразцами и дивными узорами. Как расписная  игрушка! Вокруг белоствольные березы, листья уже тронуты осенней позолотой в тон куполам. Заходим в храм. Все в золоте! Резной деревянный иконостас, на мраморных плитах высечены имена павших воинов. Спускаемся вниз по винтовой лестнице, здесь покоятся останки погибших русских воинов,  массивные колонны и белый мрамор, и  гулкое эхо повторяет твой каждый шаг. На улице  моросит дождик, но я покупаю яркую и солнечную открытку с видом  Рождественской церкви, которая будет греть мое сердце.

Вечереет. Мы подъезжаем к Габарево. Но в дороге нас ждет еще несколько приключений.  Во - первых, мы посетили малиновую плантацию. Из-за очень теплой осени созрел второй урожай малины в этом году. Не смотря на поздний час, люди до сих пор работали в поле. Во - вторых, я увидела настоящую  деревенскую ракиджийницу,  там, где делают ракию - крепкий алкогольный напиток на основе фруктов. Мы зашли в небольшое помещение, где стояли  большие печки с дровами и непонятные аппараты, а в большом котле варились сливы. Конечно же, нас тут же  угостили ракийкой.   В - третьих, заехали в один болгарский дворик, где мне показали буйволов, которых прежде не видела, и угостили инжиром. Из буйволиного молока делают очень вкусную простоквашу и сыр, а из инжира или смокини  варят варенье.

Куда бы мы ни поехали, нас везде  ждало радушие и гостеприимство. И каждый, узнав, что я из России, что-то дарил на память, от ящика малины до баночки варенья из инжира. Было очень приятно, и я даже немного расстроилась, что у меня не было с собой никаких подарков. Спасало только болгарское слово БЛАГОДАРЯ - спасибо!

На следующее утро мы стоим на маленькой станции и ждем поезд. Мои сумки ломятся от винограда, персиков, меда, домашнего вина и ракии. Я прощаюсь с Мирославой и ее чудесными родителями. И снова за окном поезда мелькают необъятные поля, а я открываю книгу о Габарево, подаренную подругой. История села, стихи,  рассказы, воспоминания. Книга на болгарском, но я уже второй год штудирую язык по самоучителю. На одной из страниц встречаю фотографии семьи последнего русского царя. Вот это да! Оказывается  когда - то в селе жила загадочная госпожа Элеонора, молодая  аристократка со шрамом на шее. И есть версия, что это была последняя русская княгиня Анастасия Романова. История  Габарево покрыта тайнами и легендами.

Меня ждет короткая остановка в Велико Тырново - древней столице Болгарского царства. Не первый раз я здесь, и не первый раз я удивляюсь неповторимой архитектуре этого города. Дома лепятся по склону, над рекой Янтра, как ласточкины гнёзда. Но сейчас мне нужно только добраться до автовокзала и сесть на автобус до Варны. Мое путешествие заканчивается. Идет проливной дождь, и под ногами уже шуршат желтые листья.  Предпоследний день осени. Но на душе умиротворение и нет грусти. Пройдет немного времени, и я снова вернусь в эту прекрасную страну. Милая, гостеприимная, теплая и  родная   Болгария.  Ведь здесь осталась частичка  моего сердца!

Неповторимое очарование Болгарии.

Кранево, Балчик, Силистра, июнь 2011.

Я  обожаю путешествовать  в Болгарию. На поезде, на автобусе и на самолете. И  каждый год выбираю  новое место для отдыха.  Обычно, мне  все  нравится.  Но больше  предпочитаю  небольшие городки и спокойные деревушки.  И  в каждом месте  я получаю   незабываемые  впечатления и массу положительных эмоций.

В этом году  мой  путь  лежит  на северное  побережье  Болгарии, в  Кранево.  Да, да Кранево!  Много отзывов читала об этой небольшой деревушке. И,  конечно же, не жду, что мне  будут подавать ананасы в шампанском на завтрак в отеле.

Самолет приземлился поздно вечером с большим опозданием. Нас уже давно  ждут,  мы садимся в небольшой микроавтобус и  двигаемся в путь  по  темному шоссе. Пытаюсь разглядеть в окошко красоты Болгарии, но вижу только отражающие в свете фар рекламные щиты. Через 40 минут мы в Кранево. Отель кажется совсем  пустым, первые дни лета и еще мало туристов. Но меня это только радует,   я поднимаюсь в номер и выхожу на балкон.  Непролазная темень и тишина. Эх, приехала в Болгарию, и в первый день ничего не смогла увидеть!

Раннее утро! За окном поют птицы, и я просыпаюсь. Во всю стену большое окно и  вся комната залита светом, я  распахиваю балконную дверь и замираю в восхищении. Лужайка со свежей травой, деревянная изгородь, увитая розами, а вдали большой  холм, покрытый лесом. Но я хочу увидеть море, хватаю шлепанцы и полотенце и бегу на пляж. Найти его не сложно, я чувствую запах свежести. Ах, вот оно море! Бирюзовое, тихое, спокойное, еще не прогретое солнцем, бодрящее и освещающее. Я ждала целый год этой встречи! Как здорово с разбегу кинуться в воду, перевернуться на спину и лежать, качаясь на волнах, смотря в небо!

Кранево  мне понравилось сразу. Утренние морские купания, лежания на  пляже и хождения по магазинчикам  заканчивались вечерними, неспешными   прогулками по улочкам села. С каждым днем я уходила все дальше и выше, улицы България, Дунав, Волга, Витоша, Пирин,  Рила, Стара Планина, Шипка. Солнце  тихо садится за лес, и освещает все золотистым светом, жара постепенно спадает. На улице  играют дети, а жители села  выходят поливать свои огороды и садики. Цветов  много: ярко красные шапки гераней, распускающие  цветы граната и   розы  всевозможных  оттенков. На  скамеечках сидят  старики и обсуждают  последние новости. В  маленьких  лавочках   можно купить фрукты по смешным ценам. Здесь  совсем другая жизнь, многие  туристы ее  не замечают, видя только центральную улицу с разбитым  асфальтом,  с  шумными ресторанчиками, дискотеками и парой супермаркетов.

В центре  Кранево протекает  река, она пересекает большое поле. Я специально, удлиняю путь к морю, что бы пройти  по траве. Здесь цветут маки и желтеют колоски дикой пшеницы. Рядом конный клуб и несколько лошадей пасутся на лугу. Каждый раз, когда я прохожу мимо, я их  глажу и кормлю хлебом. За полем, симпатичная улица с  частными отелями, я вижу там много русских семей   с детьми, они  пьют чай на балконах, и наверно, живут целое лето. Мне кажется, что   им не хватает русского самовара и пряников.

Центральная  улица Кранево очень шумная, здесь множество кафе, ресторанов, отелей и магазинов. Но у меня здесь есть одно любимое место  -  баничарница,    и пекут в ней на удивление  очень вкусно.  Я покупаю айран и баницу с брынзой, сажусь за столик и просто с благоговением откусываю каждый кусочек. Мне даже кажется, что все  так красиво, и старый отель, увитый плющом и яркая витрина в супермаркете, и даже дырка в асфальте.

Однажды, я решила прогуляться пешком до Албены. Очень долго шла по тропинке, потом по песку, затем  сняла шлепанцы, что бы пройти через речушку и попала совсем другой мир. Многоэтажные отели, широкие улицы,   громадные пляжи с  лежащими туристами. Все красиво и  цивилизованно, но как - то без души. Сделав один единственный снимок цветущей клумбы у отеля, я вернулась в Кранево.

На следующий день  решаю самостоятельно  посетить Балчик. В прошлом году я уже побывала в этом живописном городке с экскурсией. И мечтаю увидеть его снова и снова.

На автобусе до Балчика ехать полчаса,  доезжаю до автовокзала, выхожу на шумную улочку и иду пешком до ботанического сада. Необыкновенный город с извилистыми улочками, старыми кварталами   и  красными черепичными крышами  на фоне белых скал. Неброское очарование минувших времен, ведь городу почти три тысячи лет. Я прохожу по многочисленным ступенькам к морю и иду вдоль набережной. Каменистый пляж с громадными валунами  и  исключительно красивый вид с моря на белокаменный  город. В нижнюю часть ботанического сада можно попасть с одного ресторанчика, что я и делаю. Почти сразу попадаю в розариум -  это широкая аллея с почти 50 видами роз. Июнь самый лучший месяц, что бы увидеть это чудо. Все розы цветут. Белые, красные, желтые, розовые, бордовые, сиреневые, бело-красные. Крупные, мелкие, махровые, плетистые. Тысяча цветов.   Рядом небольшая часовня, поднимаюсь по крутым лестницам, что бы еще посмотреть на эти чудесные розы сверху. Дальше меня ждет Дворец румынской королевы в восточном стиле, 9 метровый водопад, и большая коллекция кактусов. Прогуляв больше трех часов по парку, вспоминаю, что мне надо еще успеть на последний автобус до Кранево. Осталось время чуть меньше часа.  Обратно иду опять пешком, но уже по шоссе, которое вьется серпантином вдоль белых скал. В моей руке фотоаппарат и  я щелкаю направо и налево, не переставая  уже четыре  часа подряд.

Осталось немного время до отхода автобуса, и я решаю выпить кофе. Все скамейки заняты, и я вижу неподалеку у дороги бордюр, и решаю посидеть на нем. Подхожу со стаканчиком и замираю от восторга. Какой вид сверху! Белоснежные дома спускаются вниз ярусами к ярко-синему морю! Я вернусь сюда обязательно.

Есть еще одно место в Болгарии, которое остался навсегда в моем сердце. Это город  Силистра  и река Дунай. Дунав по- болгарски.

Это был  2006 год. Мое второе  посещение Болгарии. О стране я  знала только то, что здесь есть Черное море, Варна, Бургас, и Золотые Пески. Поэтому, когда мой друг предложил посетить  Силистру  на день города, я страшно обрадовалась Небольшой городок на северо-востоке Болгарии, но с богатой историей.  Когда - то был основан древними римлянами под названием Дорасторум,  у стен старой крепости держал оборону и русский князь Святослав Игоревич. В 2006 году Силистре исполнилось 1900 лет. Тогда я  впервые  увидела Дунай, одну из величайших рек мира. Прошло 5 лет, а воспоминания остались на всю жизнь.

И в этом году я решаюсь вернуться в этот город и встретиться со своим старым другом. Когда я приехала в  Силистру, неожиданно началась страшная буря. Черные тучи заволокли все небо, поднялся невиданный ветер. Увидев приятеля, я крикнула: «Бежим к реке». Дунай  был весь серый, покрытый рябью и волны бились о прибрежные  камни. Но также неожиданно, небо посветлело, и появился луч солнца, который осветил противоположный румынский  берег. Река успокоилась, стала тихой и кроткой. Мы прошлись вдоль берега, через Дунавский парк, здесь все осталось как прежде - чудные памятники, вековые деревья, тенистые аллеи,  остатки старой крепости и старое кафе, откуда можно насладиться  прекрасным видом на реку Дунай.  Поднялись наверх в город, зашли в удивительно красивую  церковь святых Петра и Павла. Она выделяется среди остальных зданий необычной архитектурой, красивым садом с розами и дивными росписями внутри храма.   Под конец решили заехать в  крепость Абдул Меджиди.  Отсюда, с вершины горы открывался прекрасный вид на город и реку Дунай. К сожалению, ворота  крепости была закрыты. Значит, будет повод вернуться  еще раз в Силистру!

Вот и заканчивается   мой отпуск и рассказ об   этой удивительной поездке! Пора возвращаться домой, в Россию. Но у меня есть еще  второй дом. И это  Болгария! Дом, где живут мои друзья, где тебя  понимают и  встречают с теплотой и любовью. Бывают и минуты радости, а бывают и разочарования. Но в моем сердце всегда живут любовь и нежность к этой стране.

Болгарская школа при Посольстве "ЕвроПульс" - самые актуальные события Европейской жизни БКИ является членом EUNIC-Россия Добро пожаловать в Болгарию Профессиональная Лига Пилотов

© 2007-2013 ООО Болгарский Культурно-Информационный Центр.
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт bci-moscow.ru обязательна.