twitter facebook vkontakte livejournal С нами Болгария ближе - Bulgaria Expert Все оттенки Болгарии НОВЫЙ БОЛГАРСКИЙ РОМАН Болгарские Художники Болгарские Исполнители Рисуем болгарские сказки Арт-галерея 73 улица
Български English Русский

Болгарский Культурный Институт

тел. +7 (495) 771-60-18

e-mail: mail@bci-moscow.ru

Выставка будет работать с 20 декабря 2016 г.
по 20 января 2017 г. в Мраморном зале Библиотеки иностранной
литературы им. М.И. Рудомино.


Наиболее продолжительная эпоха в истории балканских государств - средневековая. Она начинается с самых первых веков новой эры и официального принятия христианства при Константине Великом в 313 году, когда был подписан Миланский эдикт. Что же касается славянских народов (в узком понимании), то для них этот продолжительный период начался в 864/865 годах,  с включения их в большую христианскую семью континента. Однако, в широком смысле данный процесс охватывает время от заселения Балканского полуострова племенами славян и протоболгар в V-VI веках до начала XX века, когда, в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, населявшие Балканы народы получили независимость.

Сегодня, обобщая наиболее значимые факторы, оказавшие влияние на формирование современного облик Балкан, в первую очередь следует говорить о влиянии на болгарское царство (являющееся одним из старейших балканских государств - 861 г.) двух империй - Византийской и Османской, в государственном, религиозно-культурном и духовном аспекте. И здесь, несомненно, влияние Византии, своеобразного «моста» между Античностью и Средновековьем и посредника между Востоком и Западом, видится значительно более сильным.

Для данного утверждения очень показательны начальные шаги первой славянской державы, принявшей христианство, - Болгарии, а именно - действия одного из ее самых дальновидных политиков - князя Бориса I (855-893) при принятии судьбоносного для государства решения: крещения болгарского народа в 864/865 годах. Вопреки активному участию в христианизации византийских миссионеров, он предпринимает попытки переговоров с Римской курией. Учитывая, однако, геополитические факторы, а именно, близость с Византией и отдаленность от Ватикана,  князь Борис делает, вероятно, единствено возможный в IX веке выбор балканского правителя - принимает и развивает византийскую модель христианской и письменной культуры.

Византийское православие на славянской земле развивалось на базе славянской книжности. Именно для этой цели во второй половине IX века появились друг за другом две славянские азбуки: сначала глаголица, а затем кириллица. Со временем такое  сосуществование двух культур, двух моделей восприятия действительности приводит к формированию особенности, присущей именно православным Балканам и сыгравшей важную роль после XIV века, когда полуостров оказался во власти Османской империи. Эту особенность, обозначаемую некоторыми исследователями как способность к самосохранению, румынский учёный Николае Йорга называет «Byzance après Byzance».

Представленные в данной экспозиции образцы икон, рукописей и фресок являются лишь малой частью православной культуры, устойчиво существующей на Балканах почти два тысячелетия.  Согласно учению православной Церкви, икона - это образ, «передающий» святость изображенного на ней. Это своеобразное «окно» в небо, посредник между Господом, Богородицей, святыми и человеком.

Иоанн Дамаскин, цитируя Послание св. апостола Павла к коринфянам, говорит: „Христос есть изображение невидимого Бога". А Феодор Студит (759-825) утверждал, что „если искусство не может изобразить Христа, значит, Слово не обрело Воплощения". Таким образом, икона - это важное богословское свидетельство, знак, способствующий спасению человека.

Основой и одновременно важнейшим фактором  христианизации славян было создание собственной азбуки, благодаря которой византийская богословская литература стала для славян доступной. Без этого гениального филологического труда святых братьев Кирилла и Мефодия, а также без сохранения самостоятельности славянского языка было бы неимоверно трудно достичь столь тесных культурных связей, развивавшихся на протяжении веков. Политическое развитие России и южнославянских государств шло различными путями. Удаленность от Византии помогала России в ее самостоятельном развитии, в то время как балканское пространство продолжало испытывать доминирующее византийское влияние. Неопровержим тот факт, что Византия, с помощью Константинопольского изложения веры, а именно - Ортодоксии, и выросшего на византийских корнях „кириллического" письма, твердо заявляла о своем интеллектуальном присутствии на Балканах.

После падения Болгарского царства в 1396 г., Константинополя - в 1453 г. и, наконец, сербского государства в конце XV века, православная культура на Балканах практически лишается «своей» единой модели и канонов, которые всё это время способствовали её сохранению и развитию. Христианское искусство продолжает развиваться на территории влахо-молдавских воеводств с вассальным статусом,  в греческих и славянских общинах Венеции, а также благодаря писарям и каллиграфам с греческих островов, которые выполняли заказы русских князей и царей, оказывавших поддержку порабощённым Балканам. Таким образом, в балканском православном искусстве переплетались художественные модели различных конфессий, с одной стороны, и модные тенденции Востока и Запада, Севера и Юга, с другой.

Почему мы определяем территорию Балканского полуострова как "земля-мост", а его жителя как "человека на перекрестке цивилизаций", в географическом и историческом смыслах? Совсем не случайно. Особенности человека, родившегося на этом участке земли, на протяжении веков формировались благодаря наследию фракийско-дако-иллирийской, элинской, римской и византийской цивилизаций. Схожие геополитические условия народов Балкан  способствовали и формированию общей  стратегии и тактики их самосохранения, общих героев, символов и мифов.

"Перекрестность" балканского сознания сформировала и склонность к дуализму (отсюда - распространенность богомильства на Балканах), а также колебанию между Востоком и Западом в борьбе за государственную и церковную независимость. "Перекрестность" сознания обуславливает трагическую напряженность балканского бытия. Она стимулирует как подъемы к высшим творческим и духовным достижениям, как и неожиданные нравственные падения и предателства... На протяжении веков на этой "земле-мосту", именовавшейся в прошлом «пороховым погребом Европы», и сегодня вновь, кажется, оправдывающей это название, процветала культура, которая и в наши дни привлекает экзотическим сочетанием консерватизма и инноваций.

Нас, жителей Балкан, очень часто убеждают забыть собственную историю и культуру, изменить мысли и чувства, выйти из нашего культурного прошлого, которое так часто спасает нас, будучи своеобразным «щитом» против разрушающего настоящего. Но в таком случае будет уничтожена наша душа, а если посмотреть в ретроспекции, то и душа самой Европы.

Харизматичность икон и старых рукописей, прикосновение к тайнам этих вещей, заключающим в себе единственно возможную для Средновековья истину, сегодня, в нашем «осиротелом», преисполненном релятивизма мире,  служат для нас стимулом, который, помимо эмоционального всплеска, дарит духовное наслаждение и радость. Радость,  которую, как хочется верить, удалось передать с помощью включенных в экспозицию рукописей и икон. Так мы способствуем, пусть в малой степени, формированию более цельного представления о том, что отличает культуру Старого континента от остальных культур, и что является органичной частью облика Новой Европы.

Министерство иностранных дел Республики Болгария Представительство Европейского Союза в России Министерство культуры Республики Болгария Центр промышленности Республики Болгария в Москве Ассоциация Свободных Тренеров

© 2007-2013 ООО Болгарский Культурно-Информационный Центр.
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт bci-moscow.ru обязательна.

Designed by  aMovieBand

Партнеры

Карта сайта

Вверх