1. Арап 2. Гинка 3. Джангурица 4. Испайче 5. Каврак Елено 6. Касапско хоро 7. Кулско хоро 8. Ляски 9. Малешевско хоро 10. Мелнишко хоро 11. Огражденско хоро 12. Ой, Марийо 13. Старо банско хоро 14. Ширто
Пиринские хороводы сложны и разнообразны из-за сильного соседних государств и этнографических областей. Только в этой области есть хороводы, которых танцуют в одном размере в медленной части, а в другом - в быстрой. Это показывает исключительную надаренность пиринцев и об их чувстве имровизации.
Мужские танцы очень богаты движениями и ритмом, выполняются от медленного до даже очень быстрого темпа. Обычно танец мужчин наполнен прыжками, приседаниями, кручениями. Некоторые движения выполняются с юмором, но большинство показывают мужество, силу и вглубление. Иногда танцующие доказывают свою готовность на борьбу через игру с ножами в руках. Женские хороводы медленные до умеренно быстрых. Как отражение тяжелого и обсыпанного женского костюма - движения выполняются низкими, тянущимися, как пробежка и пружинирующими движениями с выпрямленным телом.
Все женские, мужские и смешанные хороводы с развлекательными функциями отличаются особенно радостным и жизнеутверждающим настроением. Естественное выражение эмоционального состояния танцующих является покрикивание. Пиринцы покрикивают тогда, когда начинается новая мелодия или новая танцовая фигура, или тогда, когда они мастера танца - т.е. главным лицом в танце. Чаще покрикивание совпадает с концом движения и тогда услышим „хо!", „опа!" или что-нибудь другое, индивидуальное. Нежная, лиричная и сдержанная в танце пиринка покрикивает реже. Она несет танец глубоко в себя и переживает его без внешнего выражения.
|