С 1396 по 1878 год Болгария была провинцией Османской империи. В государстве функционировала строгая система контроля этой территории. Турки не щадили местных жителей. Так, был введен кровный налог, означавший, что каждая семья, проживающая на завоеванной территории, должна отдавать одного мальчика в возрасте 14-16 лет для формирования турецкого военного корпуса. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом : была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники.
Почти на протяжении пяти веков болгары были нацией, потерявшей свою независимость. Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. Однако на протяжении всего периода оттоманского владычества существовало движение сопротивления. Оно создавалось на основе христианских ценностей; зародилось вблизи монастырей, в горах. Именно здесь сохранялись национальные и религиозные традиции.
Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. Восстания вспыхивали в 1402 - 1403 гг., в 1598 г. и в 1686 г. в Тырново, в 1688 г. в Чипровцах и т.д. С начала XVII века стало популярным так называемое хайдушское движение ( в виде своеобразных партизанских отрядов). В XVIII веке начался период национального возрождения. С 1735 года нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Паисий Хилендарский, монах Атонского монастыря, написал "Историю славяно-болгарскую" ( 1762 г.). Во многих городах и крупных селах появились "читалища" - дома, в которых можно было читать книги, превратившиеся в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Султанский ферман ( указ ) 1870 года юридически постановил эту независимость и фактически признал самобытность болгарской нации.
Повышение уровня организации национально-освободительной борьбы и обоснование революционного пути связано с писателем и публицистом Г. Раковским (1821-1867). Также в числе выдающихся деятелей были В. Левский, Л. Каравелов, X. Ботев. Апогеем национально-освободительной борьбы стало Апрельское восстание 1876, которое было жестоко подавлено.
В это же время в Болгарии начинается период национального Возрождения. Развивается промышленность, растут города усиливается экономическая связь.
В конце ХVШ-XIX вв. сложилась экономическая основа для дальнейшей консолидации болгарского народа. Объективный исторический процесс подвел к формированию болгарской нации, а осознание принадлежности к ней стало в свою очередь важнейшей силой национально-освободительного движения.
|