Действующая Конституция Болгарии была принята седьмым Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Это четвертая болгарская Конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.). Согласно Конституции Болгария - «республика с парламентским управлением». Фактически же это смешанная, парламентско-президентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления.
Совет министров (правительство), состоящий из министра-председателя, его заместителей и министров является высшим исполнительным и распорядительным органом власти в стране является. Правовыми формами реализации Советом министров его полномочий являются постановления, распоряжения и решения. Постановлениями Совет министров утверждает правила и распоряжения министров.
Правовая культура Болгарии на протяжении веков формировалась под влиянием византийских государственно-правовых традиций и поэтому объединяется компаративистами в одну группу с правовой культурой России, Сербии и других православных государств (в противоположность западноевропейской правовой культуре). Современная правовая система Болгарии стала складываться после восстановления государственности в 1878 г. Тогда были приняты первые кодексы по европейским образцам (русским, венгерским, немецким). Болгария принадлежит к романо-германской правовой семье.
Закон Болгарского Народного собрания от 9 ноября 1951 г. «Об отмене всех законов, изданных до 9 сентября 1944 г.» отменил противоречащие Конституции и установленному в Болгарии после 9 сентября 1944 г. социалистическому законодательству все изданные до этого времени законы и другие нормативные акты. В этот период законодатель активно использовал советский правовой опыт. Соответственно в 1950- 1980-е гг. Болгария являлась составной частью социалистической правовой семьи.
Процессы преобразований политической и экономической систем начали развиваться в Болгарии с конца 80-х годов. В эти годы был взят курс на укрепление демократии, переход к рынку. Конституция 1991 г. установила новые принципы правовой системы страны. Была провозглашена решимость властей по развитию демократии в стране, а также стабилизирующей ролью Болгарии на Балканах. Основной источник права - законы и другие нормативные правовые акты. Закон о нормативных актах (1973) определяет иерархию правовых актов: Конституция, законы и постановления парламента, правовые акты Совета министров (постановления, распоряжения и решения), акты министерств (правила, распоряжения, инструкции и приказы) и, наконец, акты органов областной администрации и местного самоуправления.
Международные соглашения, ратифицированные в установленном Конституцией порядке, составляют непосредственно часть внутреннего законодательства и имеют приоритет над болгарскими законами.
12января 2000г. Комиссия по мониторингу ПАСЕ одобрила третий доклад евронаб-людателей Д.Аткинсона и Х.Гелерода по Болгарии (первые два доклада были представлены в Комиссию в сент. 1998г. и марте 1999г. соответственно) и проект резолюции, предусматривающей прекращение продолжавшейся почти 6 лет процедуры мониторинга в отношении страны.
В результате полномасштабной реформы 1990-х гг., затронувшей все отрасли права, Болгария вернулась в романо-германскую правовую семью, сохранив в целом прежнюю структуру своей правовой системы.
Достижения в области развития демовкратических институтов отмечаются в резолюции ПАСЕ, принятой 26 января 2000 года, такие как: отмена смертной казни, принятие закона об альтернативной военной службе,функционирование трехуровневой судебной системы, отказ от уголовного преследования журналистов за распространение обидных и клеветнических сведений, ратификация рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств и протокола № 6 Европейской конвенции по правам человека, хорошая организация и проведение в окт. 1999г. выборов в местные органы власти, прогресс в сфере религиозных свобод (несмотря на раскол в православной церкви и руководстве мусульманской общины), регистрация секты «Свидетели Иеговы», действия правительства по борьбе с коррупцией и преступностью, отказ от лицензирования провайдеров Интернет-услуг, решение «языкового спора» с Македонией, вклад в урегулирование косовского кризиса, продвижение по пути интеграции в Евросоюз и НАТО.
Большинство отраслей кодифицированы. Уголовное и уголовно-процессуальное право регулируются соответственно Уголовным кодексом (1968) и Уголовно-процессуальным кодексом (1974). Большинство вопросов гражданского процесса регулируются Гражданским процессуальным кодексом (1952), наряду с которым действует еще ряд нормативных актов. Отношениям в сфере государственного управления посвящены Закон об административной процедуре (1979, в ред. 1995) и Закон об административных правонарушениях и взысканиях (1969, в ред. 1996). Первый регулирует деятельность органов государственного управления. Гражданский кодекс отсутствует, хотя работы по его составлению велись с начала 1950-х гг.
|