twitter facebook vkontakte livejournal С нами Болгария ближе - Bulgaria Expert Все оттенки Болгарии НОВЫЙ БОЛГАРСКИЙ РОМАН Болгарские Художники Болгарские Исполнители Рисуем болгарские сказки Арт-галерея 73 улица
Български English Русский

Болгарский Культурный Институт

тел. +7 (495) 771-60-18

e-mail: [email protected]

Церковь святых Николая и Пантелеймона в Бояне


Среди многочисленных архитектурных памятников Болгарии, исторических мест, запоминающихся пейзажей, которые я увидела во время поездки, одно из наиболее сильных впечатлений оставила Боянская церковь, древний храм, расположенный в предместье Софии, в селе Бояна у подножия горы Витоша, до наших дней сохранивший свой уникальный образ, в котором отражена память столетий.


Моя поездка в Бояну состоялась ранним ноябрьским утром.  В течение получаса оживление центра Софии сменила тишина пригорода, а вместо высотных современных  зданий машину обступили перелески с ковром пожухшей листвы и белым узором первого снега. Остановились у церковной ограды, а, войдя в нее, словно оказались в  другом веке, где за завесой тумана, в глубине аллей предстал древний храм, камерный и скромный, но сразу же поражающий гармонией облика, особым содержанием. Свое понимание сути его образа я стремилась отразить в фотографиях, зарисовках и путевых записках.


Справедливо, что Боянская церковь, знаменитая древними росписями и включенная в список наследия ЮНЕСКО,  является одним из известнейших памятников Болгарии, поскольку  культура, духовная жизнь страны,  ряд важнейших эпох ее истории отражены в храме. Еще в Х-XI веках  в селе Бояна, тогда крепости, именовавшейся Батил, была построена небольшая часовня. В начале XIII столетия по приказу  правителя Калояна, владетеля Средеца, как в средневековье, с 809 года до конца XIV века, называлась София, к ней был пристроен храм, ставший семейной усыпальницей. Церковь, освященную в честь святых Николая и Пантелеймона, чаще называли Калояновой. Здесь и находятся знаменитые фрески 1259 года. Спустя шесть столетий постройка вновь была расширена: у ее западной стороны пристроили двухэтажный притвор.


Таким образом, в наше время храм святых Николая и Пантелеймона в Бояне включает три придела, сооруженных в период с X по XIX столетия, но составивших единый ансамбль. Наиболее древняя восточная часть - небольшая однокупольная церковь, сооруженная согласно местной традиции. Скромность и камерность решения Боянского храма отдаленно можно соотнести с некоторыми памятниками древнерусского зодчества, как, например, сразу же вспомнилась  церковь Покрова на Нерли близ города Владимира, датируемая серединой XII столетия.


Архитектура Боянского храма, какой мы видим ее сегодня, изящна и соразмерна. Характер кладки, многообразие теплых оттенков камня, оформление оконных и дверных выразительны, выполнены согласно стилю того времени. Войдя в храм через низкую дверь, стремишься понять логику построения интерьера, смысл каждой фрески. Здесь поражает камерность решения и насыщенность художественными деталями, благодаря чему не остается ошущение тесноты: внутреннее пространство храма продолжено в живописи фресок. Та же композиционная и смысловая концентрация образов нередко свойственна   древнерусской стенописи. Можно вспомнить росписи соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде,  церкви святого Георгия в Старой Ладоге и многие другие.


Не только архитектура Боянского храма, но и его стенопись обращена к эпохе XIII столетия. Древнейшие сохранившиеся фрески церкви, созданные болгарскими художниками, датируются 1259 годом и включают изображения 89 сцен и 240 персонажей. Они  написаны поверх исполненных в византийской манере росписей XI-XII веков, отличаются самобытностью стиля и художественным совершенством. Живописные образы индивидуальны, убедительны в выразительности трактовок, то есть реалистичны, хотя понятие реализма нечасто можно применить к древней живописи.  Стенописи Боянского храма свойственны и тонкость исполнения, и аскетизм, и разнообразие характеристик. Глубинной проникновенностью звучания и остротой художественных решений поражают образы Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, архангела Гавриила, настолько значимые для православного искусства и Руси, и Болгарии, для мировосприятия славянских народов.


В церкви святых Николая и Пантелеймона многократно изображен лик Христа. Спаситель показан в различных сценах, но главная идея, воплощенная в живописи - отражение милосердия Иисуса Христа  и напоминание о спасении, которое Он несет людям. Библейские и евангельские сцены написаны согласно канонам византийской живописи, но отличаются острой выразительностью и индивидуальной трактовой образов.


Образ святого Николая Мирликийского, особенно почитаемый и в России, и в Болгарии также  характерен. Но отчасти его решение по композиции и трактовке лика, сочетающем в себе строгость и открытость к людям, перекликается с  древнерусскими иконами и фресками, также основанными на византийских образцах. Среди  православных святых образ святителя Николая  отличает  особенно развитая иконография:  множество  типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий в Византии, на Руси, в Болгарии. Древнейшим и наиболее распространенным тип в живописи складывается в ХI - ХIII веках. Также в росписи  Боянской церкви значимы более поздние композиции, на которых показаны сцены из житий святых Николая и Пантелеймона, представление Девы Марии.


Особое место среди фресковых росписей занимают здесь портретные образы. Правитель Калоян изображен держащим в руках проект храма. Образу его супруги Десиславы свойственны спокойствие и утонченность. Выразительны изображения правителя Константина Асена, заказчика храма, царицы Ирины, воинов и святых. Личностные черты свойственны  каждому из персонажей фресок «Тайная вечеря» и «Распятие». По предположению реставраторов, восстанавливавших фрески Боянской церкви в 2000-х годах, в течение пяти лет, один из образов - это автопортрет автора росписей 1259 года, с чем можно согласиться, учитывая острую характерность изображения, которое вполне можно интерпретировать как образ художника. Традиция изображения в росписях конкретных исторических лиц в Болгарии продолжена, например, стенописью Кремиковского монастыря. 


Одним из интереснейших фактов истории церкви является то, что при реставрационных работах  1977 года в одной из стен храма была найдена замурованная рукопись: псалтырь второй половины XIII века, написанная на пергаменте на 111 листах, из которых сохранились 57. Изящный почерк, с многочисленными виньетками, изображающими фантастических животных, позволяет назвать псалтырь и историческим, и художественным памятником, заслуживающим подробного изучения. Исследователями было установлено его происхождение - Тырновская книжная школа. Но остается только предполагать, когда и почему эта рукопись была замурована в стене храма.


Находясь в Бояне, понимаешь насколько тесно его история связана с историей всей Болгарии. Важно, что так естественно  архитектура  вписана в окружающее пространство и воспринимается как часть самой древней болгарской земли. Издали храм   гармонично дополняет пейзаж, а вблизи его стен ощущаешь ритм  построения, движение   линий, согласованных с расположенными рядом силуэтами надгробных памятников, стволами старых деревьев вокруг, изящным обрамлением хвои, подобным орнаментальной раме. У храма поднимается ввысь могучая  вековая сосна, за которой видна снежная вершина горы Витоша, полускрытая низкими облаками, будто уходящая в небо.


  Так, даже краткая поездка дает целостное представление о древнем храме и запоминается его образ, лаконичный и глубокий по сути.  Боянская церковь заслуженно может быть названа одним из символов Болгарии. Репродукции нескольких  ее фресок на стене моей комнаты напоминают о ярких впечатлениях поездки, о ноябрьском утре в окрестностях Софии, в туманном пейзаже которого возник величественный образ храма как отражение истории, веры, культуры древней славянской страны.

Министерство иностранных дел Республики Болгария Представительство Европейского Союза в России Министерство культуры Республики Болгария Центр промышленности Республики Болгария в Москве Ассоциация Свободных Тренеров

© 2007-2013 ООО Болгарский Культурно-Информационный Центр.
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт bci-moscow.ru обязательна.

Designed by  aMovieBand

Партнеры

Карта сайта

Вверх