На Кипр ездят за шикарным загаром, в Турцию - за дешевым all inclusive, в Грецию - за шубой. Каждый выбирает себе место для отдыха в соответствии со своими предпочтениями и ожиданиями. Зачем я поехала в Болгарию? Прежде всего, пожалуй, к Черному морю, с его влажным дыханием, чернильными ночами, музыкой волн, сопровождающей прогулки вдоль кромки воды.
Белое золото Албены Последовательные набеги на российское и крымское побережье привели к мысли о том, что нужно расширять собственные горизонты этого не слишком соленого и очень вместительного моря. После тесных пляжей Дивноморска, Лермонтово, не самого гостеприимного Судака, грязной Ялты, от Албены я с опаской ждала беспорядочного нагромождения тел, липкий серый песок и отсутствие инфраструктуры, равно как и везде, с одним лишь отличием - другим фоновым пейзажем. С облегчением я вздохнула, когда поняла, насколько береговая линия огромная, широкая, уставленная шезлонгами и зонтиками, с упорядоченными зонами для жителей каждой гостиницы. Между ровными рядами лежаков (они были такими стройными, что можно было просматривать не только параллели от моря и вдоль моря, но и диагонали!) разместились обширные свободные пространства - для волейбола, ракеток, игр... Аккуратно натянутые волейбольные сетки и даже маленькие желтые трибуны для зрителей, узенькие и не самые удобные кабинки для переодевания с богатым обзором для особо любопытных, душевые лейки с прохладной водой - в Албене оказалось все необходимое для современного комфортного отдыха. Безграничный ровный песчаный пляж курорта, тонны белого песка, отражающего вечерние лучики южного солнца, ничем не сдерживаемые просторы морской воды, голубого неба, мягких облаков, толпившихся почему-то только над берегом... Низкие и кудрявые, они набегали на солнце, укрывая пляж редкими участками тени. Сочная зелень Кранево, яркие красные черепицы домиков Балчика, призрачная линия Калиакры с ветряками, ровные ряды похожих между собой отелей - пейзажи, обрамляющие море в Албене. Курортный городок вмещает порядка 15 тысяч отдыхающих. Он очень тихий, с достаточно ровным и мелким песчаным побережьем, видимо поэтому его облюбовали молодые родители, бабушки и дедушки, приезжающие впервые показать море своим чадам. Мне хотелось тихого, спокойного отдыха, общения с морем и природой, поэтому Албена оказалась вполне верным решением - на бескрайнем побережье уютное место найдет себе каждый. Но если бы мне хотелось лишь пляжного отдыха, я бы, пожалуй, не мудрствовала, и поехала куда поближе. В другой стране нужно использовать каждый день, каждую подвернувшуюся возможность, чтобы познакомиться с другой природой, городами, культурой, кухней...
Симулякры Балчика и Калиакры В Балчик мы попали с экскурсией. А перед погружением в легенды по пути заглянули к мастеру гончарного дела. Из липкой влажной глины под уверенными руками рождается ваза, кувшин, чаша, как захочет мастер. Мне кажется, такая работа тренирует железные нервы. Гончарный круг сейчас механический, чтобы разогнать его, не нужно больше давить педаль ногами. Поэтому движения должны быть выверенными, спокойными, плавными, чтобы получались ровные четкие изгибы. Немного больше силы, и изделие «поедет», скрючится, придется начинать заново. Но в три минуты перед нами в ладонях слегка поседевшего грузного мужчины в рабочем фартуке появилась высокая ваза красно-коричневой глины. Изделие при этом очень мягкое, и в дальнейшем тоже важны аккуратность и внимание, из-за одной неловкости у мастера может получиться кувшин, а у неумехи - сплющенный комок. Расписывают керамику в Болгарии по-сырому: при таком же движении гончарного круга опускают на поверхность наконечник резиновой груши, наполненной краской. На наших глазах на вазе появились тонкие черные полосы, овивающие ее по всей длине. Потом зеленые и бледно-желтые, и, наконец, аккуратные точечные потеки - традиционный для Болгарии мотив для росписи посуды.
Приобретенные подарочные экземпляры керамики мы сложили в автобусе и отправились в Балчикский Ботанический Сад, любовно созданный большим количеством умных талантливых людей в период между двумя войнами 20 века. Самым красивым садом в дворцовом парке, составленном из множества кусочков в лабиринт, наподобие критского, считается сад Аллаха. Пальмы и кактусы, огромные марокканские вазы в человеческий рост, мост, ручеек, террасы, дворец и церковка, беседка и розовый сад, все прелести и чудеса приятного климата и растительности, облагороженные талантом и трудом ландшафтных архитекторов, строителей, садовников, вдохновленные идеями румынской королевы Марии, открывались перед нами постепенно, в прогулке по парку над бухтой. Про каждое здание и участок сада можно рассказать свою легенду: колодец, в который стоит заглянуть лишь в двух случаях - если вы хотите увидеть лицо самого любимого человека или собираетесь потом всю жизнь говорить правду. Свое отражение, как оказалось, на дне видят только эгоисты.
Беседка в стиле римских терм, дворец, украшенный фигурой дочери королевы, когда-то чуть было не утонувшей в море, забавный мост с длинными несимметричными ступенями, который нужно переходить с закрытыми глазами, загадав предварительно желание. После прогулки меня не покидало ощущение, что мы упустили что-то важное - сад настолько многогранен, что изучать его лабиринты нужно не за один беглый просмотр с экскурсоводом. Жаль, что выбраться в Балчик еще раз самостоятельно не рискнули, потому что впереди нас ждали Варна и Велико Търново, все хотелось успеть.
Экскурсия продолжилась осмотром дома зажиточной болгарской семьи, а затем наш путь лежал к мысу Калиакра. Если до Балчика можно доехать из Албены на маршрутке, то Калиакра - охраняемый объект, доступный только туристам со своим транспортным средством. Мыс приметила еще с самолета: длинно и глубоко он взрезает Черное море. Многочисленные ветряки делают пейзаж каким-то нереальным, инопланетным - вокруг нет жилых зданий, и для кого они вырабатывают энергию - загадка.
До самого края «Красивого (доброго) мыса» мы шли добрые полчаса, что неудивительно, ведь его длина порядка 2 км. Мои восторги по поводу высоты скал, цветовой гаммы моря и непрекращающегося ветра перемежались очередной порцией легенд. Ворота в море обозначают место, откуда, если верить сказаниям, бросились в пучину 40 девушек. Связав свои прекрасные волосы в одну косу, чтобы не было пути назад, они прыгнули со скалы, отдав предпочтение смерти перед османским рабством. Там же, в бухте рядом с мысом, происходили сражения Русско-Турецкой войны, есть на мысе и памятник адмиралу Ушакову. Еще одно предание связано с Николаем Чудотворцем, которому построили часовенку на обрыве. От известной крепости Калиакра остались кирпичики стен и большие ворота, когда-то на скалах еще был старый маяк, построенный в 1901. Но то ли он сейчас на территории военной базы, то ли давно почил...
Романтика портовой Варны Следующим пунктом на побережье, куда удалось попасть, стала Варна. Бродили мы по ней наобум, интуитивно сворачивая в многочисленные узкие переулки с цветными двухэтажными домиками. Хотя в книжарнице напротив желто-медных луковок величественного Успенского Собора была приобретена карта, маршрут наш упорядочивало лишь желание увидеть как можно больше, добраться до маяка и прогуляться по приморскому парку.
Коты, жмурившиеся на солнце или загадочно возникающие в тени балкончиков, увитых виноградом, заставленных баррикадами горшков с цветами или завешенных бельем, беззастенчиво выставленным на просушку, сопровождали наш непредсказуемый поход. Как мне показалось, в Болгарии много бездомной живности, но выглядит она вполне неунывающе - худовато, грязновато, но полная оптимистичной независимости во взгляде. Неожиданным образом по пути от ЖД-вокзала в сторону набережной с портом и маяком, мы вышли к музею истории Варны. Краснокирпичное здание, увитое черным кружевом виноградных лоз, сразу же зацепило взор. Захотелось подойти поближе. У фасада домика, который раньше окружало облако зеленых ветвей, расположились останки римских терм за синей железной оградкой. Но июльское солнышко, не пощадившее даже нас, прибывших из средней полосы России, загнало внутрь музея. И надо сказать внутри понравилось все: экскурсия на любом из трех доступных нам языков, интересная экспозиция на двух с половинкой этажах (первый был цокольным), посвященная золотому времени варненской культуры (конца 19 - середины 20 века), множество артефактов - текстильной фабрики, винодельческого завода (этикетки, документы, дробилка для винограда, макет первой паровой машины...), фотографии. Второй этаж был оформлен в виде салонов, которые в целом отображали городской быт внутри Варны 20-х годов 20 века. С момента, когда город стал международным курортом, с каждым годом в него приезжало все больше просвещенных, искушенных, элегантно одевающихся европейцев, которые останавливались в гостиницах, заходили в магазины одежды и головных уборов, бывали в сладкарницах и других заведениях, отдыхали на уютном пляже, пользовались интересными кабинками для переодевания и носили бикини (которые тогда были, скорее, купальными костюмами) образца тех лет.
После прохладной экскурсии на английском (пришлось предпочесть этот язык русскому, поскольку в нашей маленькой группке из четырех человек оказалась парочка из Бирмингема) мы отправились в мучительный и такой долгожданный поход на маяк. Порядка полутора часов мы топтали бетонные плиты в порту. Огромные четырехконечные волнорезы (больше мне не приходит в голову, зачем нужны эти конструкции), солнце, от обилия которого уже болели глаза, краны, яхты, корабли, лайнер на якоре, чайки-чайки-чайки, запах тухлой рыбы и рыбаки, отдирающие моллюсков от замшелых боков каменной тропки до маяка. Босым ногам тепло от пыльных плит, на голове бандана, в руках сандалии, сумка, в кармане - часы, чтобы не осталось белого следа от ремешка на запястье. На входной для кораблей поверхности укрепления, на котором расположен маяк, оказалась мозаика, изображающая Святого Николая. Мы прятались от солнца, как могли, потом остужали себя на пляже, бродили по приморскому саду, вышли, наконец, к центральной аллее. Маленькие дома, чистые тротуары, зелень, уютные сладкарницы с приятными ценами настолько понравились, что мы не могли нагуляться, и было очень жаль уезжать на последнем автобусе, который шел в Албену в 6 вечера.
Каждый увозит домой в неподъемном чемодане с отдыха именно то, что будет его согревать весь год - теплую шубу, сувениры, сотни фотографий, песок в ботинках... В моем случае, это новые слова, новый язык, пара сережек от тырновского медникара, и новая привязанность - к этой романтичной стране с богатой и героической историей.
|